Banner

Блог

Главная / Блог

Как устроен онлайн-сервис по подбору юриста

Этому элегантному молодому человеку, часто мелькающему на экранах телевизоров, всего 27 лет. К этому возрасту Чермен Дзотов, родившийся в маленькой деревеньке в Северной Осетии, успел окончить с красным дипломом юрфак Североосетинского госуниверситета, переехать в Москву и создать своё дело, благодаря которому сотни людей получили юридическую защиту. На все предложения продать онлайн-сервис «Найдём Адвоката» Чермен Дзотов отвечает отказом. Он уверен, что через пару лет сервис будет стоить на порядок дороже.


Досье


Чермен Дзотов, 27 лет, предприниматель; основатель и генеральный директор юридического онлайн-сервиса «Найдём Адвоката». Основатель Международного клуба юристов, член ассоциации юристов России. Образование: юридический факультет Североосетинского государственного университета, аспирантура Московского психолого-социального университета.


Как возникла идея сервиса


На первый взгляд, принцип работы сервиса «Найдём Адвоката» напоминает то, как функционирует сервис быстрого вызова такси Uber: человек, которому срочно требуется помощь юриста, оставляет заявку на сайте или звонит по телефону горячей линии, и уже через час беседует с юристом, готовым взяться за решение его проблемы. Никаких сложных форм заполнять не нужно, нужно лишь кратко описать вопрос и оставить номер телефона для связи.


«Если бы мы были таксопарком, то нашей задачей было бы довезти клиента из пункта «А» в пункт «Б», всё было бы довольно понятно», – делится секретами своего дела Чермен. – «Но тут всё по-другому и гораздо запутаннее. Ведь юристу нужно не просто довести вопрос клиента до суда, но и привести его к нужному результату. А это не всегда возможно. Шансы 50 на 50, есть другая сторона, у нее свои доводы, и есть судья, который может принять любое решение, порой не самое предсказуемое».


Проведём аналогию с такси: машина может сломаться, заплутать в городе или застрять во всех пробках, в какие только получится вляпаться. После такой поездки пассажир, скорее всего, никогда больше не обратится к этому перевозчику и всем знакомым отсоветует. А у сервиса Чермена поток обращений за два с небольшим года вырос с нуля до 600 обращений в месяц (из них до заказа услуги доходит 20-25%, то есть сейчас в среднем – 120-150 заказов в месяц). При этом ни он сам, ни работающие с ним юристы никогда и никому не могут гарантировать результат своей работы. Тем не менее, люди идут. В чем секрет такого, казалось бы, нелогичного развития событий?


«Когда я всё это только начинал, моей главной задачей было помочь клиенту найти подходящего ему юриста или адвоката», – рассказывает Чермен. – «То есть такого, который работает недалеко от него, хорошо разбирается в нужной теме, доступен здесь и сейчас и за свои услуги запросит посильный для человека гонорар, бюджеты-то у всех разные. И при этом честно и добросовестно сделает всё, что в его силах, чтобы решить проблему. Результат я своим клиентам гарантировать не могу, и юристы этого делать не могут (если юрист гарантирует вам результат, то это мошенник), а вот высокое качество оказания юридических услуг и порядочность предлагаемого юриста – могу».


По ту сторону барьера


Один из важнейших факторов успеха для сервисов по подбору специалистов для клиента – высокая квалификация тех, кто будет оказывать услуги. Иначе система просто не сработает. Жизнь устроена так, что любой человек время от времени сталкивается с ситуациями, когда без помощи юриста не обойтись, поэтому спрос со стороны клиентов теоретически всегда будет. А что с предложением таких услуг?



«Моим первым клиентом была знакомая девушка, которой срочно потребовался специалист по жилищному праву», – рассказывает Чермен. – «Дело было осенью 2013 года. Я в этой отрасли не специализируюсь, поэтому, чтобы помочь приятельнице, стал смотреть, к кому из знакомых юристов её перенаправить. Выбрать было из кого. Я выпускник юрфака, учился в аспирантуре. Кстати, я написал диссертацию по той же теме, которой сейчас занимаюсь: «Конституционное право человека на квалифицированную юридическую помощь». К тому моменту четвертый год трудился в крупной международной юридической компании, дорос там от простого юриста до заместителя гендиректора.



В общем, связи были, выбор тоже. Нашел ей хорошего специалиста, который действительно помог решить проблему. Тогда договорились, что мне за посредничество причитается 10 процентов от гонорара. Все прошло успешно, и я получил первые 3000 рублей за ту помощь, которой теперь занимаюсь профессионально».



В стране, по разным оценкам, около 1 миллиона юристов и порядка 70 тысяч адвокатов. В чем разница между ними? Адвокатский статус дает право отправлять адвокатские запросы, с ним можно посещать подзащитных в СИЗО. Кроме того, почти по всем уголовным делам вести защиту может только профессиональный адвокат. Существенная часть из огромной армии юристов, конечно, работает за зарплату, но занимающиеся свободной практикой получают деньги только от клиентов – доверителей.



Для рядового юриста, который находится только в начале пути, ещё не работает «сарафанное радио», найти заказчика бывает довольно сложно. А если никто не обращается за помощью, то человек может просто остаться без денег или начать заниматься чем-то не по профессии и потерять квалификацию. Поэтому среди «законников» идёт жёсткая конкуренция за клиентов. И если у кого-то за месяц набирается 10-15 обращений за оплачиваемыми услугами, то этого юриста считают вполне преуспевающим.